Кисти – главный инструмент художника. В разные времена живописцы пользовались кистями самых разнообразных форм: плоскими и круглыми, большими и маленькими, с острым концом и обрезанными, с длинным волосом и с коротким, торчащими во все стороны, как веник, и отточенными, как игла. Изготавливали кисти из меха различных животных: барсука, куницы, лисицы, суслика, колонка, белки, а также из свиной щетины. Промышленность выпускает плоские и круглые кисти и флейцы – широкие плоские кисти на короткой ручке, в основном беличьи, колонковые, из ушного волоса домашних животных и из свиной щетины.
Щетинные кисти используют для работы масляными красками, но их можно применить в живописи темперными, гуашевыми красками и в оформительском деле.
Беличьи, главным образом круглые, используют в акварели, реже для гуаши и темперы. Если краска густая, эти кисти быстро изнашиваются.
Колонковые – наиболее универсальны. Волос у них тонкий и упругий. Колонковыми кистями пишут и акварелью и, и темперой, и жидко разведёнными масляными красками.
Кисти из ушного волоса пригодны для всех видов живописи. Но масляные краски и в этом случае должны быть сильно разбавлены.
Флейц чаще всего делают из свиной щетины, реже – из ушного волоса и беличьего меха. Флейцем удобно проклеивать и грунтовать холст, покрывать картину лаком, им пользуются также при монументально-оформительской работе.
Величина кисти обозначается номером. Номера плоских кистей и флейцев соответствует их ширине в миллиметрах, а номера круглых кистей – выраженному в миллиметрах диаметру.
Кисти требуют тщательного ухода. После работы масляными красками кисти моют тёплой водой с мылом до тех пор, пока мыльная пена не перестанет окрашиваться. Затем кисть промывают тёплой водой, чтобы мыла совершенно не осталось. Кисти колонковые и из ушного волоса нужно мыть очень осторожно, чтобы не повредить волос, а лучше в уайт-спирте или бензине. Нельзя мыть кисти в ацетоне: от этого посечется волос. Не рекомендуется надолго оставлять кисти в разбавителе, так как может раствориться вещество, связывающее волос, и он выпадет. После акварельных красок кисти отмывают в чистой воде. После гуаши и темперы можно мыть чистой тёплой водой или водой с мылом. Ни в коем случае нельзя давать кистям засыхать, особенно после масляных и темперных красок, ставить кисти в банку волосом вниз, иначе он деформируется. Вымытую в воде кисть не следует стряхивать. Нужно завернуть её в малопроклеенную бумагу, например газетную, тогда она сохраняет свою форму и не пылится.
[ Вернуться в раздел "Полезные статьи" ]
(Перепечатка материалов только с письменного разрешения администрации сайта при обязательном указании источника информации и активной ссылки на сайт)